"Последний самурай" и не последний фильм про возрождение человеческой души

 Приветствую всех читателей! Существуют такие фильмы, которые заставляют почувствовать ментальное освежение и внутреннее обновление после просмотра, подобные кинокартины не забываются сразу после просмотра, не устаревают со временем, а наоборот могут заново приобретать актуальность, их с удовольствием хочется смотреть ещё, несмотря на то, что эмоции, полученные в первый раз, к сожалению, не повторятся. К такой категории относится фильм режиссёра Эдварда Цвика "Последний самурай" 2003ого года. Он способен удовлетворить не только любителей истории, но и рядового зрителя, желающего просто расслабиться в неповторимой атмосфере Японии. Ознакомиться с этим кино посоветовал мой учитель истории, и когда я наконец посмотрел его, пожалел, что ранее обделял "Последнего самурая" своим вниманием, а потому не желаю, чтобы мой читатель повторял моих ошибок. Если моих слов выше недостаточно для того, чтобы заставить немедленно забить в поисковике "смотреть онлайн бесплатно в хорошем качестве...", тогда приступаю к полноценному обзору. 


 Фильм уже с экспозиции задаёт планку качества, показывая живописные пейзажи островов Японского архипелага, сопровождаемые красивыми поэтичными словами закадрового голоса:"Говорят, Япония создана мечом. Говорят, древние боги опустили коралловый клинок в океан, а когда вынимали его, четыре восхитительные капли стекли с клинка в океан и стали эти капли островами Японии. А я говорю, Япония создана горсткой храбрецов, воинов, готовых отдать свои жизни за то, что стало забытым словом «Честь»." "Последний самурай" смело открывает перед зрителем главную тему произведения, понятие о чести не один раз прослеживается по ходу фильма и отождествляется с самой жизнью, но об этом позже. К удивлению, азиатские виды внезапно сменяются подсобным помещением с американскими флагами на фоне, в которой происходит знакомство с протагонистом, и зрителю не показывают могучего война, облачённого в стальные доспехи и готового поразить противника разящим и острым как бритва клинком, на переднем плане появляется Нейтан Олгрен, американский военный в отставке, поникший над бутылкой чего-то крепкого в одиночестве в темной комнате, много времени понадобилось, чтобы вытащить героя на сцену, на которой он красочно рассказывает публике про свои отважные бои с индейцами и прочими дикарями, как оказывается позже, представление было задумано в качестве рекламы ружья. Вводная сцена отнюдь не случайна и важна для понимания смысла кинокартины, тёмная комната, алкоголь, мрачный вид персонажа - всë указывает на потерянное состояние души героя, критическое состояние персонажа раскрывают, чтобы лучше продемонстрировать его метаморфозу как личности по прошествии фильма. 


 Сослуживец Нейтана, Зебулон Гант, замечает старого друга и заводит с ним разговор. Друзья чаще всего помогают выбраться из тяжелых кризисов, также и Зебулон, понимая в каком обречённом состоянии находится Нейтан, рассказывает ему о человеке, который очень заинтересован в таком отважном вояке как он и готов заплатить круглую сумму. Этим человеком оказывается японский посол Омура, император Муцухито поручил ему нанять иностранных командиров для обучения японской армии по современному образцу и дальнейшей закупке оружия у США. Там же Нейтан встречает другого старого знакомого, полковника Багли, от разговора с ним становится понятно, что протагонист презирает полковника и считает Багли непорядочным человеком. Тем не менее, сделка совершается, и герои отправляются прямиком в Японию, а путь Нейтана только начинается. Важной деталью, которую нельзя упускать, являются постоянные воспоминания героя о бывшей службе, в них раскрывается причина ненависти к Багли и то, почему он в итоге покинул армию. В голове Нейтана деяния американской армии предстают чудовищным образом по отношению к коренному населению Америки и обозначаются как тёмное пятно в истории США и жизни самого протагониста, подобные "видения" будут преследовать его на протяжении всего фильма. Проходит некоторое время, как Нейман обучает японских новобранцев, и ему дают первое важное задание - разбить армию мятежного самурая Морицугу Кацумото, захватившего контроль над железной дорогой, и хотя американский капитан пытался объяснить, что его армия ещё не готова к такому, Нейтану Олгрену пришлось повиноваться и встретиться с неприятелем. Как и ожидалось, модернизированное оружие в руках недисциплинированных солдат не помогло против грозной атаки закалённой в боях самурайской кавалерии, новообразованная армия потерпела поражение, старый товарищ Зебулон погибает в бою, а сам Нейтан попадает в плен. На этой перипетии сюжета начинается новый путь развития персонажа. 


 К своему удивлению главный герой обнаруживает себя не в заточении в кандалах, а в постели, около которой за ним ухаживает молодая девушка. Вскоре Нейтон осознаёт, что находится в деревне, принадлежащей Морицугу Кацумото и остающейся последним оплотом самураев и старинных традиций. После пробуждения его проводят к самому Кацумото, который начинает доброжелательный разговор на ломанном американском со своим пленником. Диалоги между Нейтаном и Кацумото невероятно важны для истории, они олицетворяют собой конфликт двух цивилизаций: западной и восточной, индустриальной и традиционной. Поначалу американец и слова не может проронить при самурае, считая его своим врагом, однако, с каждой новой встречей Нэйтан все больше осознаёт в Кацумото родственную душу, такого же доблестного война как и он сам, а его намерения оказываются не такими враждебными, как ожидалось, наоборот, самурай хочет помочь своему императору и своей стране. Отношение к местным так же меняется, если в первый раз странные обычаи обитателей показались протагонисту варварскими, то по итогу он проникается их культурой, начинает носить традиционную одежду, учит язык и даже овладевает искусством владения мечом. Так и жители деревни спустя долгое время принимают американца за своего. Показательным примером кардинального изменения персонажа является эпизод, когда Нейтан, осознав, что девушка, принимавшая его в своём доме, - жена убитого им в бою самурая, извиняется перед ней. Внутренний мир героя полностью перевернулся, он больше не боялся ошибок прошлого а был готов принять их и попросить прощения за содеянное в неведении. "Я впервые за долгое время нашёл место, где могу спать спокойно", - признается себе Нейтан. 


 Вершиной моральной трансформации Нейтана есть спасение им Кацумото от подосланных Омурой убийц. Теперь протагонист не только способен превозмогать собственные ошибки но и прощать чужие. Тот Нейтан, который убивал невинных индейцев кучами за ордена и звания, умер вместе с Зебулоном, и теперь он абсолютно новый человек, будто заново рождённый. Этот фильм вовсе не про Морицугу Кацумото, Нейтан Олгрен - последний самурай, и не потому, что надел броню и обучился самурайскому ремеслу, а потому, что сумел преодолеть страх и теперь не отступит своим принципам, своей честью, даже если придётся отдать за неё жизнь. Ведь самурай - это не просто воинское сословие. Это путь война, путь постоянной борьбы за свою правду с обществом, не принимающим чужое мировоззрение, путь победы над пороками собственного прошлого, и наконец путь смерти за честь, как и подобает настоящему самураю. И кто знает, может быть этот путь придётся рано или поздно пройти каждому из нас? 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Мне 15 лет. Сочинение

Унесенные ветром. Гражданская война

Викинги, сериал и история